Конспект занятия по русскому языку в 10 классе.
Тема: «Анализ рассказа А.П.Чехова «Баран и Барышня».
Цель урока: совершенствовать владение устной и письменной речи учащихся через анализ художественного текста.
Задачи:
  • продолжать развивать умение вдумчиво читать текст,
  • повторить виды информации в тексте (фактуальная, концептуальная, подтекстовая),
  • повторить понятие «художественная деталь»,
  • повторить тему «маленького человека» в русской литературе,
  • повторить особенности построения сочинения – рассуждения.
Тип урока: 
Комбинированный урок

Оборудование к уроку:
1) текст А.П. Чехова;
2) мультимедийный  проектор, экран;    
3) портрет А.П.Чехова проецируется на экран через мультимедийный проектор


Ход урока.
Эпиграф: «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем всё у него живет  и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна». Л.Н. Толстой.
  1. Эвристическая беседа.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
(Ответы учащихся).
- Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Баран и барышня». Как вы думаете, «некстати брошено» слово барин в название рассказа? Поясните свой ответ.
(Ответы учащихся).
- Ответы разнятся. А что может помочь нам прийти к одному мнению? Что поможет нам правильно понять содержание рассказа?
(Информация, заложенная в тексте)
- Давайте вспомним, какие виды информаций мы знаем?
(Фактуальная, концептуальная, подтекстовая)
- Что понимается под фактуальной информацией?
(События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.п.)
- Какова ее роль в тексте?
(Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. Автор отбирает эту информацию и использует, чтобы передать то, что его волнует, изложить свои мысли).
2. Чтение рассказа А.П.Чехов «Баран и Барышня».
3. Работа с текстом.
- Можем мы сразу найти фактуальную информацию? (Да).
- В чем она заключается? (Бедная барышня приходит с просьбой о помощи к чиновнику. Скучающий сытый тип проводит время в обществе приятной девушки, заставляя ее раскрыть душу, но когда разговор прискучил "милостивому государю", он внезапно разъясняет, что обратилась барышня не по адресу. Девушка идет туда, где ей могут помочь, но опаздывает. «У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого ­Москву»).
- Скажите, этим исчерпывается содержание рассказа? (Конечно, нет. Основная мысль рассказа осталась непонятной).
- К какому виду информации мы должны обратиться? (К концептуальной информации).
- Что понимается под концептуальной информацией? (Замысел автора, его позиция, система взглядов, подход к фактам).
- Какова ее роль в тексте?
(Служит объединяющим началом текста, создает текст как единое целое. Без авторского замысла текст представлял бы собой ряд разрозненных фрагментов, фактов и событий).
- С чего начнем «вычерпывать» контекстную информацию в предложенном рассказе? (Конечно же, с названия).
- Кого мы обычно называем бараном? (Глупого, бездушного человека)
- Что помогает воплотить авторскую идею в тексте? (Художественная деталь).
4. Учащиеся делятся на две группы: первая ищет художественные детали, помогающие увидеть моральное убожество «барана», вторая - художественные детали, помогающие понять душевное состояние барышни. В помощь учащимся предлагаются следующие вопросы.
1 группа.
1. Кто главный герой рассказа?
  1. Какова его задача как представителя власти?
  2. Как должен был отреагировать герой рассказа?
  3. Мог ли он помочь нуждающейся девушке?
  4. Как к нему относится автор? Как его называет автор? Почему? Какого человека можно назвать бараном?
  5. Как языковые средства помогают увидеть авторскую позицию?
  6. О чем говорят глаголы, что подчеркивают в характере чиновника?
  7. Какие вопросы он задает бедной девушке? Как это его характеризует?
  8. О чем говорит довольная ухмылка на его лице?
  9. Какая деталь в конце рассказа подтверждает, что петербургский чиновник – действительно  бездушный «баран»?
-На сытой, лоснящейся физиономии… написана смертельнейшая скука.
- Он не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать…
-Читать надоело…, в театр ещё рано, кататься лень ехать
- Чем бы развлечься?
-А для чего вам в Курск ехать?
-Здесь нешто не нравится?
-Вы здесь служите или учитесь?
-Небось в Курске и амурчик есть?
-Женишок?
- А кто он?
-Ваш жених хорош собой?
- А как вы с ним сошлись?
-Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся… Он уже не чувствовал скуки.
-Прощайте, Марья Ефимовна!
-Билет? У меня нет билетов
-Прощайте,…Марья Семеновна!
- Очень рад…рад очень.
2 группа.
1. На что обращает Чехов наше внимание, описывая девушку?
  1. Как подчеркивает её скромность?
  2. Какие детали говорят о её страданиях, неловкости?
  3. Что нужно понимать под выражением «одетая просто ... даже очень просто».
  4. Что выдаёт волнение девушки?
  5. Как реагирует она на бестактные вопросы петербургского чиновника?
  6. Почему девушка согласилась прочитать письмо от родителей?
Тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто,…даже очень просто.
…вошла и поклонилась
…неловко садясь, теребя дрожащими пальцами свои пуговки
… начала она дрожащим дискантом.
Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать…
Конфузливо ответила на оба вопроса…
Она доверчиво подвинулась…
Вынула из кармана письмо от родителей и прочла его.
- Какие выводы мы можем сделать из выше проанализированного?
Чиновник = государство = он обязан помогать. А он же ищет развлечений. В нем просыпается  мужчина.  Он   смотрим на нее глазами чиновника «Хорошенькая брюнетка»
Барышня = народ. Ей нужна помощь - нужен бесплатный билет для поездки домой к родителям.
Чиновник прекрасно понимает, что барышня попала к нему по ошибке и он не может ей помочь. Но также чиновник понимает, что этот визит - прекрасная возможность развеять свою скуку: «Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... Он уже не чувствовал скуки...»
    Герой беззастенчиво выпытывает у девушки очень личные, даже интимные вещи – относительно ее семьи, жениха, планов на будущее. Девушка же, смущаясь, но желая получить билет, рассказывает все своему «благодетелю», который в итоге жестоко разочаровывает ее: «Билет?.. Гм... У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня... Хе-хе-хе... Вы не туда попали, не на тот подъезд...».
- Какие еще слова «некстати брошены» в рассказе? («Милостивый государь», «Эпизодик из жизни милостивых государей»)
- Почему Антон Павлович использует словосочетание «милостивый государь»? (Использование кавычек говорит о том, что это определение имеет совершенно противоположное значение).
- Как звучит это выражение? (Иронично).
- Почему «Эпизодик из жизни милостивых государей»? (Это трагичная история девушки для «барана» всего лишь мелкий, рядовой случай. Наверняка, и этот «милостивый государь» является «мелкой сошкой», который «отыгрывается» за свои нереализованные амбиции на более слабых.)
- Какую информацию можно увидеть в таких отдельных словах и предложениях? (Подтекстовую).
- Что понимается под подтекстовой информацией? (Скрытая дополнительная информация, смысл которой содержится в отдельных словах, предложениях, фрагментах текста и становиться понятным лишь в прцессе переработки и анализа фактуальной и концептуальной информации).
- Какова ее роль в тексте? (Может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию или непосредственно, или через фактуальную информацию).
- Как автор описывает эмоции девушки? (Чехов не описывает эмоций девушки, он ограничивается простой констатацией: «Барышня оделась и вышла...», но мы прекрасно понимаем, какие чувства в тот момент испытывала героиня. Однако ей пришлось «наступить на горло» своей гордости и пойти к другому подъезду, где, может быть, ее ожидало такое же унижение. Страшно, что девушка была к этому готова. И уже не столь важно, что в тот день железнодорожный чиновник уехал в Москву и не смог ей «помочь»).
- Как автор относится к своим героям? (Девушке он сочувствует, а банковского чиновника презирает. Автор не обвиняет барышню в наивности. У милостивого государя было много вариантов поведения: если бы он был порядочным, честным чиновником, он мог бы сразу сказать, что она не к тому попала; а если все же он ее задержал, то мог бы предложить деньги за билет, тем более, что он служит в банке.).
- Какую «вечную» тему поднимает Чехов в этом рассказе? (Тему «маленького человека»).
- С какой целью писатели изображали людей «от государства» в неприглядном виде? (Попытки писателей заключались в неприглядном изображении поведения людей "от государства" с целью повлиять на общественное сознание).
- Какую проблему ставит автор? (Рассказ является иллюстрацией к проблеме человеческого равнодушия, прикрываемого лицемерным участием к ближнему: один человек сочувствует другому только в меру своих интересов. Отношения в обществе ненормальны, когда построены на удовлетворении собственных интересов за счет ближнего - ты вправе принимать участие в ближнем, только если можешь хоть чем-то помочь ему. Расспросы о личных проблемах не могут быть предметом для развлечения).
5. Домашнее задание. Написать сочинение — рассуждение по предложенным высказываниям (по выбору)
Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом - суть бесчеловечности. Бернард Шоу
Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них - равнодушия. Хелен Келлер


(1)Ha сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать ... (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать ... (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?
- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор. ­(8)Вас спрашивает!
- (9)Барышня? Гм ... (10)Кто же это?
(11)B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто ... даже очень просто. (12)Она вошла и по­клонилась. - (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли ... (15)Мне сказали, что вас …вас можно застать только в шесть часов ... (16)Я ... я          дочь надворного советника Пальцева ....
- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!     
- (20)Я пришла к вам с просьбой ... - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла ... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете ... (23)Я хочу ехать, а у меня ... я небогата ... (24)Мне от Петербурга до Курска ...
- Гм ... (25)Так-с ... (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была ... (31)Мама, пишут, больна ...
- Гм ... (32)Вы здесь служите или учитесь?
(33)И барышня рассказала, где и у кого она слу­жила, сколько получала жалованья, много ли было ра­боты ... - (34)Служили ... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико ... (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета ... Гм ... (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка ... (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж ... (45)А кто он?
- (46)В чиновниках.
(47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск ... (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы ... (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!  
(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения ... (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты ... (55.)Егор по­дал чай.
(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать …(57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся (58) Он уже не чувствовал скуки…
- (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. ­(60)А как вы с ним сошлись?
(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала ... (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов. 
- (65)А у вашего отца неплохой почерк... (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…(68)Но, однако, мне пора ... (69)В театре уж началось (70)Прощай, Марья Ефимовна!
- Могу надеяться? - спросила барышня поднимаясь.
- (72)На что-с?
- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет...
- (74)Билет? .. (75)Гм ... (76)У меня нет билетов.  (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…(78)Хе-хе-хе ... (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна. (82)Очень рад ... рад очень…
(83)Барышня оделась и вышла ... (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого ­Москву.
(По А. П. Чехову)

П.Чехова «Баран и Барышня».

Размер файла: 56.00 кб

Анализ рассказа.

Скачать

Повторение.

Размер файла: 29.92 кб

«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»»

Скачать