Конспект урока литературы в 11 классе.

«Изображение природы в поэзии Максима Горького» (стихотворения «В Черноморье», «На берег пустынный, на старые серые камни…») Составила: учитель МБОУ «Школа №60» Ленинского района г. Нижнего Новгорода Маслова Ирина Васильевна, учитель высшей категории.

Задача: попытаться выяснить, имеют ли образы моря и неба в стихотворениях М.Горького аллегорический смысл. Цели: Обучающие: познакомить учащихся с поэзией М.Горького; продолжать обучение сравнительному анализу поэтических текстов; повторить понятие аллегории; повторить биографию писателя; формировать коммуникативные умения учащихся (умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания); Развивающие: совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; продолжать развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета; продолжать развивать умение творчески интерпретировать художественный текст; продолжать развивать умение обобщать, делать выводы; продолжать расширять кругозор учащихся. Воспитывающие: продолжать воспитывать у учащихся чувство товарищества, толерантности; продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за «великих» людей нашего города; формировать бережное отношение и любовь к русскому языку. Наглядность: портрет М.Горького; фотографии М.Горького с семьей; распечатка стихотворений М.Горького. Вид урока: урок – исследование. Форма урока: круглый стол. Методические приёмы: работа с поэтическим текстом, дискуссия по вопросам. Оборудование: мультимедийная презентация. Эпиграф к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» К.Г.Паустовский. Ход урока. 1.Эвристичекая беседа . - Как вы понимаете эпиграф к уроку? (ответы учащихся) - Вспомните, в каких произведениях М.Горького мы встречаем описание природы? («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Песня о Буревеснике» и другие) - Описание каких предметов природы встречается в названных произведениях чаще? (описание моря, неба, гор). - Как вы думаете, почему упоминание именно этих чудес окружающей среды мы чаще всего встречаем в творчестве Максима Горького? (символ свободы, пропаганда революционных идей) 2. Слово учителя. Действительно, мы знаем Максима Горького как писателя, публициста, драматурга и общественного деятеля, который прославился как автор произведений с революционной направленностью. Но мало, кто знаком с Алексеем Максимовичем как человеком, который просто способен был любить, страдать, наслаждаться природой, с Горьким - поэтом. Первым критиком и учителем юного писателя был В.Т. Короленко, прочитавший в 1889 г. рукопись поэмы «Песнь старого дуба», написанной стихами и ритмической прозой, а также несколько стихотворений. Художественный уровень этих произведений был невысок, об этом Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После этого Горький около двух лет ничего не писал, а тетрадь со стихами и поэмой сжег. Сам Горький на этот счёт говорил: «Я стихов вообще не пишу. Лучше Пушкина не напишешь, а написать хуже – это значит оскорбить память Пушкина…». М.Горький «Не браните вы музу мою», 1892 Не браните вы музу мою, Я другой и не знал, и не знаю, Не минувшему песнь я слагаю, А грядущему гимны пою. В незатейливой песне моей Я пою о стремлении к свету, Отнеситесь по-дружески к ней И ко мне, самоучке-поэту. Пусть порой моя песнь прозвучит Тихой грустью, тоскою глубокой; Может быть, вашу душу смягчит Стон и ропот души одинокой. Не встречайте же музу мою Невнимательно и безучастно; В этой жизни, больной и несчастной, Я грядущему гимны пою. Поэт называет себя самоучкой и просит снисхождения: «Не встречайте же музу мою // Невнимательно и безучастно…». Наверное, именно поэтому, почти все стихотворения Горького остались безызвестными и неизданными. Однако к  стихам Горький обращался и в последующие годы, но теперь он чаще всего приписывал их героям своих прозаических и драматических произведений. Многие из них были созданы в Нижнем Новгороде. Его стихотворения, собранные в отдельный сборник, говорят о том, что Горький был не только великим мастером реалистической прозы, выдающимся драматургом, но и незаурядным поэтом. Такие произведения, как лирические песни из сказки «О маленькой фее и молодом чабане», лирико-романтическая «Легенда о Марко», романтическая, окрашенная тонкой иронией «Баллада о графине Элен де Курси» и особенно созданная на фольклорной основе сказка «Девушка и Смерть», представляют собой значительный вклад в историю русской поэзии вообще и в творчество Горького-поэта в частности. Но сегодня мы поговорим о тех стихотворениях, в которых увидим Алексея Максимовича как человека любящего и восхищающегося красотой природы, как человека, страдающего от несчастной любви. На первый взгляд все именно так, но нет ли в этих стихотворениях тех особенностей, которые прослеживаются во многих произведениях писателя. В этом нам и предстоит разобраться. 3. Выразительное чтение стихотворения «В Черноморье». Знойно. Тихо… Чудный вид! Там, далёко, – море спит. С берегов же в волны пали Тени тонких миндалей, И чинары в них купали Зелень пышную ветвей; И в прибрежной белой пене, Как улыбка – эти тени, — Как улыбка старых гор, Чьи угрюмые вершины Вознеслись туда, в пустынный, Голубой небес простор, Где суровый их гранит От земли туманом скрыт. * * * Важно, молча и сурово В бархат неба голубого Смотрят главы старых гор, Сизой дымкою объяты. И пугают мысль и взор Их крутые к морю скаты. Им в дали небес не слышны Вздохи волн и пены пышной — Этот стройный плеск и шум, Полный нежной, сладкой ложью, Шум, притекший к их подножью, Чтоб нарушить мир их дум. Но, безмолвны и угрюмы, Схоронили скалы думы Глубоко в гранит сырой. И, одеты облаками, Так стоят они, веками Тешась шумной волн игрой. В мягком пухе нежной пены Волны скалам, как сирены, Что-то нежно так поют, Но в ответ на их набеги Тайн суровые ковчеги Ничего им не дают: Ни намёка, ни полслова, Ничего из тайн былого… * * * Между камня выползали Полусонные кусты Роз, жасминов и азалий, И кадили их цветы Душной, сочною истомой Небесам, объятым дрёмой, Морю, серым грудам скал, На которых чинно в ряд Сели чайки и следят: Не дарит ли их тот вал, Что пришёл из дали зыбкой, Золотистой, вкусной рыбкой? * * * Но седой, – на эти груды Набегая, – им дарил Только брызги-изумруды И о чём-то говорил… И, взмахнувши гребнем белым, Вновь бросал движеньем смелым Разноцветных брызг каскад. А ему с вершины горной Лысый гриф свой крик задорный Вниз кидал… И вал назад Уходил, кипя сердито, О твердыни скал разбитый. * * * Моря даль – покрыта сонной Дымкой нежного опала. Глубиной своей бездонной В волны небо там упало И смешалось с ними странно. Мягко эти два титана, Оба полны южным зноем, Грудь на грудь друг другу пали, Обнялись, слились – и спали. И не видным глазу роем Там, по светлой синей выси, Надо мной в ту даль неслися Грез гирлянды… В чудном сне Сам я жил, – казалось мне… Покой Красота Умиротворенность Простор Загадочность Красота, величие Желание узнать «думы», чтобы нарушить «мир» Постоянство Выведывают волны тайну скал, но ничего не получается. Зыбкая даль, вал, чайки, ждущие «подарка» Вал разбивается о скалы и, сердито кипя, уходит назад Спокойствие Воссоединение двух титанов - неба и моря Покой, красота, умиротворение Сон? Чудо? Явь? 4. Анализ стихотворения. - Какое впечатление произвело на вас стихотворение? (ответы учащихся) Повторное чтение с анализом каждой строфы (ключевые слова в правом столбике). - Какие образы, характерные для творчества Горького, мы здесь встречаем? (небо, море, горы) Слово учителя. К сожалению, я не могу с уверенностью сказать, откуда появилась эта страсть к описанию моря, гор. Вероятно, это произошло, когда Горький ездил на Черное море отдыхать и лечиться (причем это было неоднократно). Позднее Алексей Максимович будет восхищаться Средиземным морем, но это будет не ранее 1906 года (Горький жил в Италии с 13 октября 1906 года по 27 декабря 1913 года и вторично - с 7 апреля 1924 года по 9 мая 1933 года). - Как вы считаете, к гражданской или пейзажной лирике мы можем отнести это стихотворение? (Сложно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, описание красивого пейзажа с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, олицетворение, анафора, восклицательное предложение), но с другой стороны, – «В чудном сне // Сам я жил, – казалось мне…» - почему сон, потому что вокруг сказочно красиво или потому что «Сизой дымкою объяты.//И пугают мысль и взор», «Чтоб нарушить мир их дум». Море и небо – символы свободы в творчестве Горького – слились воедино. Неужели и здесь присутствует гражданская тематика?) - Давайте сравним стихотворение «В Черноморье» со стихом Винченцо: Из «Сказок об Италии». 5. Выразительное чтение стихотворения. На берег пустынный, на старые серые камни Осеннее солнце прощально и нежно упало. На темные камни бросаются жадные волны И солнце смывают в холодное синее море. И медные листья деревьев, оборваны ветром осенним, Мелькают сквозь пену прибоя, как пестрые мертвые птицы, А бледное небо — печально, и гневное море — угрюмо. Одно только солнце смеется, склоняясь покорно к закату. 6. Сравнительный анализ стихотворений. - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (ответы учащихся) - Что объединяет эти произведения? (описание моря, неба) - А чем отличаются стихотворения? («В Черноморье» описание летнего пейзажа, а в последнем – осеннего (возможно, поэтому в первом преобладают радостные нотки, а во втором - тоскливые), в первом – Черное море, а во втором – Средиземное) - Как вы считаете, а это стихотворение к гражданской или пейзажной лирике мы можем отнести? (опять – таки, на первый взгляд, – описание осеннего пейзажа, грустно, что прошло лето «пустынный берег», «солнце прощально упало», его смывают в холодную воду, холодный осенний ветер, срывающий листву на деревьях. Но, с другой стороны, почему «бледное небо — печально, и гневное море — угрюмо», а «медные листья деревьев, оборваны ветром осенним, //Мелькают сквозь пену прибоя, как пестрые мертвые птицы»? Нет ли в образе этих оборванных ветром листьях (автор использует краткое страдательное! причастие), которые сравниваются с мертвыми птицами (птица тоже может быть олицетворением свободы), завуалированного смысла? Стихотворение написано в 1911 году, а исторически известно, что революция 1905-1907 годов не принесла облегчения: главные задачи, которые ставили революционеры, решены не были - долгожданной свободы люди не получили). Вывод: К сожалению, я нигде не нашла каких – либо комментариев к стихотворениям М. Горького. Никакой информации кроме того, когда они написаны и в какой газете печатались, нет. (я не нашла!). Мы можем только догадываться, что хотел показать (пейзаж) или сказать (революционная направленность) нам автор. Возможно, это обычная, хотя довольно интересная, пейзажная зарисовка, возможно, в стихотворениях присутствует аллегория. Время написания «В Черноморье» 1903 год – предреволюционный период, ожидание свободы, вера в осуществление мечты – в целом, в стихотворении ощущается радость, одухотворенность от увиденного; отрывок из «Сказок об Италии» датируется 1911 годом – революция уже прошла, но мечты не осуществились, отсюда осень в душе, мрачное настроение, листья – «пестрые мертвые птицы,//А бледное небо — печально, и гневное море — угрюмо». А возможна и еще одна версия – душевная тоска самого Алексея Максимовича, которая «вылилась» в выше указанные стихотворения. Ведь понятие свободы возможно не только в широком смысле (освобождение от самодержавной власти), но и в узком, личностном (Горький, как и его герои, любил волю и старался не ограничивать себя в своих желаниях). 7. Анализ стихотворения «Прощай!». Давайте познакомимся еще с одним стихотворением поэта, в котором тоже присутствует образ моря – «Прощай!» (Примечания к стихотворению «Прощай»! Стихотворение впервые напечатано без подписи в "Самарской газете", 1895, номер 50, 5 марта. В 1905 году две строфы данного произведения в переработанном виде М.Горький ввёл в стихотворение "- Прощай! Душа тоской полна..." центрального персонажа из "Рассказа Филиппа Васильевича". Подобным приёмом публикации своих стихов М.Горький пользовался очень часто в течение всей жизни и, сурово оценивая собственные поэтические опыты, 12 января 1935 года полушутя сообщал одному из своих корреспондентов: "...верно, я грешен, стихи писал и не мало писал, и всегда очень дубовато. Понимая сие и будучи правоверным прозаиком, я уничтожал их, печатал же в молодости лет - по легкомыслию, а позднее - лишь в случаях крайней необходимости и когда мог оклеветать кого-либо из героев, будто бы - это его, а не мои стихи" (Архив А.М.Горького). В собрания сочинений стихотворение "Прощай!" автором не включалось. Принадлежность его М.Горькому подтверждается специальным сообщением Е.П.Пешковой от 13 сентября 1949 года (Архив А.М.Горького). Мы познакомимся с двумя редакциями этого стихотворения, чтобы точнее понять его смысл. ПРОЩАЙ! (вариант 1895 года) Прощай! Я поднял паруса И встал со вздохом у руля, И резвых чаек голоса Да белой пены полоса — Всё, чем прощается земля Со мной... Прощай! Мне даль пути грозит бедой, И червь тоски мне сердце гложет, И машет гривой вал седой... Но — море всей своей водой Тебя из сердца смыть не может!.. О, нет!.. Прощай! Не замедляй последний час, Который я с тобой вдвоём Переживал уже не раз! Нет, больше он не сблизит нас, Напрасно мы чего-то ждём... Прощай! Зачем тебя я одевал Роскошной мантией мечты? Любя тебя, — я сознавал, Что я себе красиво лгал И что мечта моя — не ты! Зачем? Прощай! Любовь — всегда немного ложь, И правда вечно в ссоре с ней; Любви достойных долго ждешь, А их всё нет... И создаешь Из мяса в тряпках - нежных фей... Прощай! Прощай! Я поднял паруса И встал со вздохом у руля, И резвых чаек голоса Да белой пены полоса - Всё, чем прощается земля Со мной... Прощай! ПРОЩАЙ! (вариант 1905 года) Прощай! Душа - тоской полна. Я вновь, как прежде, одинок, И снова жизнь моя темна, Прощай, мой ясный огонек!.. Прощай! Прощай! Я поднял паруса, И резвых чаек голоса Да белой пены полосы - Все, чем прощается земля Со мной... Прощай! Даль моря мне грозит бедой, И червь тоски мне душу гложет, И грозно воет вал седой... Но - море всей своей водой Тебя из сердца смыть не может!.. Прощай! Тема данного стихотворения прозрачна –любовная драма; поэт одинок, он страдает. Море выступает в роли «пути», даль которого «грозит бедой»- поэт страдает без своей возлюбленной. И несмотря на следующие строки: Стою печальноу руля… Мне даль пути грозит бедой, И червь тоски мне сердце гложет, И машет гривой вал седой..., никаких ассоциаций с общественной жизнью не возникает, Алексей Максимович описывает свои чувства и переживания, рассуждает на тему любви: «Любовь — всегда немного ложь…»,«…море всей своей водой// Тебя из сердца смыть не может!..» И действительно, «Прощай!» было написано, когда Горький пережил первую любовную драму. 8. Сравнительный анализ стихотворений. - Если сравнить эти 3 стихотворения? Какие выводы можно сделать теперь? (В стихотворении «Прощай!» четко определяется личная драма поэта, образ моря выступает в качестве явления, которое передает внутреннее состояние человека, но даже такая стихия не может облегчить душевную рану поэта: «… море всей своей водой Тебя из сердца смыть не может!..». Здесь нет «бушующего» моря, бьющегося о скалы, нет даже намека на какие-либо «думы», «сорванные листья - мертвые птицы». Но если учитывать время написания первых двух стихотворений, политическую обстановку в стране, гражданскую позицию М.Горького, если вспомнить особенности раннего творчества писателя, то, всего скорее, в этих произведениях «тема революции» присутствует, несмотря на то, что она завуалирована под описание природы). (Примечание учителя. Многие учащиеся 9, 11 классов при анализе этих стихотворений тоже обращают внимание на «вкрапление» гражданской тематики в пейзажную лирику М.Горького) 9. Домашнее задание. Проанализировать стихотворение «Облаков изорванные клочья» (форма работы - сочинение-рассуждение). (Или возможен второй вариант: сравнить описание моря и неба в стихотворениях, разобранных на уроке, и в ритмических стихах М. Горького - «Песне о Соколе» и «Песне о Буревеснике»). «В помощь ученику» Из дневника Убийственно тоскливы ночи финской осени. В саду – злой ведьмой шепчет дождь; он сыплется третьи сутки и, видимо, не перестанет завтра, не перестанет до зимы. Порывисто, как огромная издыхающая собака, воет ветер. Мокрую тьму пронзают лучи прожекторов; голубые холодные полосы призрачного света пронзает серый бисер дождевых капель. Тоска. И – люди ненавистны. Написал нечто подобное стихотворению. Облаков изорванные клочья Гонят в небо желтую луну; Видно, снова этой жуткой ночью Я ни на минуту не усну. Ветвь сосны в окно мое стучится. Я лежу в постели, сам не свой, Бьется мое сердце словно птица, – Маленькая птица пред совой.   Думы мои тяжко упрямы,   Думы мои холодны, как лед.   Черная лапа о раму   Глухо, точно в бубен, бьет.   Гибкие, мохнатые змеи –   Тени дрожат на полу,   Трепетно вытягивают шеи,   Прячутся проворно в углу. Сквозь стекла синие окна Смотрю я в мутную пустыню, Как водяной с речного дна Сквозь тяжесть вод, прозрачно синих. Гудит какой–то скорбный звук, Дрожит земля в холодной пытке, И злой тоски моей паук Ткет в сердце черных мыслей нитки. Диск луны, уродливо изломан, Тонет в бездонной черной яме. В поле золотая солома Вспыхивает желтыми огнями. Комната наполнена мраком, Вот он исчез пред луной. Дьявол, вопросительным знаком, Молча встает предо мной.   Что я тебе, Дьявол, отвечу?   Да, мой разум онемел.   Да, ты всю глупость человечью   Жарко разжечь сумел! Вот – вооруженными скотами Всюду ощетинилась земля И цветет кровавыми цветами, Злобу твою, Дьявол, веселя!   Бешеные вопли, стоны,   Ненависти дикий вой,   Делателей трупов миллионы –   Это ли не праздник твой? Сокрушая труд тысячелетий, Не щадя ни храма, ни дворца, Хлещут землю огненные плети Стали, железа, свинца.   Все, чем гордился разум,   Что нам для счастия дано,   Вихрем кровавым сразу   В прах и пыль обращено. На путях к свободе, счастью – Ненависти дымный яд. Чавкает кровавой пастью Смерть, как безумная свинья.   Как же мы потом жить будем?   Что нам этот ужас принесет?   Что теперь от ненависти к людям   Душу мою спасет? С одной стороны: Я лежу в постели, сам не свой, Бьется мое сердце словно птица, – Маленькая птица пред совой.     Думы мои тяжко упрямы,   Думы мои холодны, как лед. Смотрю я в мутную пустыню, Как водяной с речного дна Сквозь тяжесть вод, прозрачно синих. Гудит какой–то скорбный звук, Дрожит земля в холодной пытке, И злой тоски моей паук Ткет в сердце черных мыслей нитки. Диск луны…Тонет в бездонной черной яме. …вооруженными скотами Всюду ощетинилась земля И цветет кровавыми цветами… Сокрушая труд тысячелетий, Не щадя ни храма, ни дворца, Хлещут землю огненные плети Стали, железа, свинца.   Все, чем гордился разум,   Что нам для счастия дано,   Вихрем кровавым сразу   В прах и пыль обращено. На путях к свободе, счастью – Ненависти дымный яд. Чавкает кровавой пастью Смерть, как безумная свинья.   Как же мы потом жить будем?   Что нам этот ужас принесет?   Что теперь от ненависти к людям   Душу мою спасет? С другой стороны, если обратиться к дневниковым записям, которые приоткрывают смысл стихотворения, делается понятным, что поэту тоскливо, его раздражало в этот момент все: природа за окном, люди.